Совсем недавно молодая российская компания Retail.Robotics&Blockchain анонсировала презентацию магазина будущего — прототипа роботизированного супермаркета продовольственных товаров. Задача амбициозная, не правда ли? Смогут ли российские разработчики составить конкуренцию мировым IT-гигантам? Ведь соперничать им придется с лидерами мировой индустрии.
Среди них, несомненно, пальму первенства держит компания Amazon, которая год назад представила публике свою технологию Amazon Go и открыла двери, пока что, только для своих сотрудников в продовольственный магазин без касс и очередей.
Технология Amazon Go построена на машинном зрении: интеллектуальная система управления магазином, с помощью видеокамер и различных датчиков, определяет взят ли тот или иной товар покупателем. И если взят, то при выходе из магазина система сама спишет с аккаунта пользователя плату за приобретенный товар. Тем самым осуществляется полная ликвидация кассовых зон.
Одно из инновационных подразделений крупнейшей IT-компании Поднебесной – Tencent Holding, также представило свою версию магазина будущего под названием BingoBox.
Это небольшое торговое помещение, в котором каждый товар помечен RFID-метками. Сканируя выбранный товар на радиосчитывателе, покупатель видит итоговую сумму за товар, и оплачивает её. При выходе из магазина покупатель проходит финальную проверку: система автоматически проверяет все ли выносимые товары были оплачены покупателем и только после получения от автоматики положительного заключения покупатель получает возможность покинуть магазин.
Российская разработка кардинально отличается от вышеуказанных технологий. Выбор продуктов питания и отправка их в виртуальную корзину осуществляется пользователем через мобильное приложение. После того, как выбор сделан, покупатель в мобильном приложении нажимает на кнопку «Собрать корзину», и в дело вступают роботы.
Как утверждают создатели технологии Roboretail, большинство всех манипуляций с товаром в их магазине осуществляют роботизированные системы. Так, их роботы производят раскладку товара по полкам, инвентаризацию, снятие просроченного товара с продажи, перемещение товара с полки в корзину и т.д.
Для того, чтобы получить свой товар, покупатель должен авторизоваться у стойки с выдачей товара и буквально через несколько десятков секунд ранее собранная роботами корзина с товаром прибудет к стойке выдаче.
У данной технологии есть как очевидные плюсы, среди которых, полное отсутствие касс, глубокий уровень роботизации и автоматизации человеческого труда, невозможность повредить или украсть товар во время покупок, так и минусы, основной из которых — это невозможность потрогать товар до момента его покупки.
Между тем, помимо самой новизны технологии Roboretail, еще не менее важной изюминкой этого проекта является то, что роботизированный магазин будет работать на базе систем распределенных реестров, т.е. на блокчейне. Нашей редакции удалось пообщаться с представителями этого стартапа и узнать немного больше об особенностях внедрении блокчейна в продовольственный ритейл.
Как пояснила нам CEO проекта Retail.Robotics&Blockchain Неля Ишназарова, в их магазине будущего все взаимоотношения между поставщиком и магазином будут строиться на блокчейне. Это означает, что не только сам контракт на поставку товаров будет занесен в блокчейн, но и весь огромный массив данных о продажах того или иного продукта в каждом конкретном магазине будет отражен в распределенном реестре.
А для чего это нужно? Почему нельзя воспользоваться традиционным способом учета, как сейчас это делают, практически, все торговые сети.
Неля Ишназарова: в настоящее время документооборот между торговой сетью и поставщиками, в большинстве случаев, является бумажным. Это дорого, долго и не удобно – одним словом, архаично. Только недавно наиболее продвинутые торговые сети начали использовать электронный документооборот и выгружать все данные в «облако».
Небольшие торговые сети пользуются услугами сторонних сервисов облачного хранения на принципах «аутсорсинга». В этом есть очевидное преимущество — ведь всю работу по созданию и обслуживанию самого «облака» осуществляет его администратор. Но в этом же кроется и главный минус такого подхода – зависимость торговой сети от администратора «облака», от его серверных мощностей. Те компании, которые понимают эту зависимость, и у кого имеются финансовые возможности, используют свои наработки в этой области и хранят данные в собственных data-центрах. Но это решение не из разряда дешевых.
И облачное хранение данных, и создание своих собственных data-центров значительно упрощает жизнь с точки зрения взаимоотношений торговой организации и поставщиков, делает документооборот легким и удобным. Однако расходы на содержание data-центров или оплату услуг облачного хранения ложатся бременем на торговые организации, которые, в свою очередь, закладывают их в торговую наценку. В конечном счете, всё это оплачивает потребитель, т.е. мы с Вами. Мы же предлагаем построить все взаимоотношения с поставщиками на базе блокчейна.
Как конкретно Вы предполагаете это делать?
С технической точки зрения, мы считаем возможным не создавать свои data-центры, не пользоваться облачными услугами, а создать собственный корпоративный блокчейн и выгружать всю документацию в него, последовав примеру файлового хранилища Storj. Это положительный пример того, как компании удалось создать рабочую систему облачного хранилища на базе блокчейна, где каждый персональный компьютер в мире может стать частью такого хранилища.
Уникальность такого решения в том, что сам по себе блокчейн более безопасен для хранения корпоративных данных, чем традиционные облачные сервисы. Данные распределяются по жестким дискам устройств участников системы, нет централизованных серверов, тем самым достигается децентрализация системы хранения данных. И эту систему взломать практически невозможно, ведь данные не только распределяются по фрагментам и хранятся в разных местах, но и шифруются. Устроить Ddos-атаку сервера также невозможно, т.к. атаковать попросту нечего – ведь централизованного хранилища нет.
А что Вы будете давать взамен тем людям, которые предоставят Вам в пользование вычислительные мощности или место на жестких дисках своих персональных компьютеров?
В этом вопросе по сути два варианта: либо мы оплачиваем услуги таких пользователей нашего сервиса, либо предоставляем им скидку на товары в наших роботизированных магазинах.
- В первом случае, оплата может производиться как в фиатных денежных единицах, так и в криптовалюте.
- Во втором случае, некие расчетные единицы, начисленные за предоставленные мощности, можно конвертировать в фиатные деньги, уменьшив на эту сумму итоговую стоимость покупок.
Конечно же, мы отдаем себе отчет в том, что на первых этапах внедрения роботизированных магазинов удельный вес первого варианта оплаты услуг будет значительно выше. Люди предпочтут получать фиатные деньги или криптовалюту за свои услуги, ведь им попросту будет негде потратить полученные бонусы или скидки. Однако, по мере увеличения числа открытых роботизированных магазинов, мы считаем, что удельный вес второго варианта оплаты услуг будет постоянно увеличиваться и будет прямо пропорционален количеству открываемых роботизированных супермаркетов в каждом конкретном городе.
Звучит смешно, но получается так, что любой персональный компьютер в мире сможет зарабатывать на продукты питания своему владельцу?
Звучит не реально, но в целом доля правды в этом есть. Я думаю, не стоит удивляться таким выводам. Экономика меняется, появился блокчейн, все больше и больше компаний находят ему достойное применение. Ведь не только токены выпускать на блокчейне.
Наша компания видит применение блокчейна в виде децентрализованного облачного хранения данных продовольственного ритейла. Либо мы тратим колоссальные деньги на построение и обслуживание собственного data-центра, либо мы предоставляем скидку на товары в обмен на мощности персональных компьютеров. Я считаю, что система обмена места на жестком диске в обмен на скидку на товар работать будет.
Такие взаимоотношения между потребителем, продуктовым магазином и поставщиком было бы сложно представить, если бы не блокчейн. А какие еще решения на базе блокчейна готовятся в недрах it-компаний — одному только богу известно.
В заключение отметим, что презентация технологии Roboretail, разработанной российской компанией Retail.Robotics&Blockchain намечена на первый квартал 2018 года. Наша редакция будет следить за новостями от этой компании, в ближайшее время мы подготовим сравнительный анализ технологий автоматизации и роботизации продовольственного ритейла.
- Инструкция: Как новичку купить биткоин на крипто-бирже за рубли? - 17.05.2024
- Binance Earn — как получать пассивный доход от хранения криптовалюты на бирже Binance? - 17.05.2024
- Что такое стейкинг и как получать пассивный доход от криптовалют? - 26.12.2022
- Конфискация криптовалюты в России: как работает механизм изъятия криптоактивов? - 26.12.2022
- Как минимизировать риски при торговле фьючерсами на Binance Futures? - 26.12.2022